Главная / Проза / Размышления / Гадание по негодяям

Гадание по негодяям

Кирилл Анкудинов

Хочу признаться – испытываю давний интерес к отрицательным персонажам, к негодяям разного рода. Не только потому, что они, как правило, убедительней, живее и ярче положительных персонажей, но и потому что если положительные герои воплощают в себе сферу «сверх-я», принятых общественных установок, то герои отрицательные воплощают сферу «оно», бессознательного. Эти герои – выражение пугающих импульсов коллективного подсознания. Поскольку человек в своей основе остался язычником, он совершает с ними то же, что некогда совершал со злыми духами – персонифицирует их, а затем творит над ними ритуальный акт изгнания в форме пощечины, ударной фразы типа «какая же ты все-таки сволочь», соответствующего гневного монолога, в особо тяжелых случаях – милицейского конвоя или пули. Но отрицательные герои – это еще и бессознательные влечения, это – то, к чему общество стремится на самом деле. Именно поэтому по таким героям можно гадать о будущем.

Возьмем советское общество…. Кстати, я не считаю советский период таким уж выморочным и так уж выпадающим из хода мировой истории. Я не сомневаюсь в советских добродетелях, это – истинные добродетели, но они слишком узки. Мне кажется, к советскому обществу надо подходить спокойнее. Оно вовсе не чудовищно, как его хотят представить, оно всего лишь предельно перенапряжено. Эта перенапряженность и послужила причиной фиаско советской системы. Жалко того, кто пытается переделать всю человеческую природу, при этом, даже не рассчитывая на поддержку Бога. В лучшем случае это закончится сильнейшим неврозом. Советский мир был крайне невротичен и не мог исцелить себя, он страдал кризисом самоидентификации и, как часто бывает в подобных случаях, разрешил свои проблемы суицидом. Такой финал можно было безошибочно предсказать по верному симптому – по среднетипичному отрицательному персонажу советской литературы.

Рассмотрим его поздний вариант, в меньшей степени осложненный идеологическими привходящими, в большей степени психологизированный, осуждаемый не столько за плохую классовую позицию, сколько за плохие человеческие качества. Каждая из черт этого негодяя убийственно рифмуется с настоящим. Он – гедонист, певец культа наслаждений. Без комментариев. Он сексуально раскрепощен и безответственно относится к женщинам. Опять-таки, без комментариев. Он – индивидуалист и сторонник частной инициативы, в некоторых случаях – частный предприниматель. Думаю, с этим тоже все ясно. Он слаб и постоянно ссылается на то, что обстоятельства сильнее его. Хотелось бы знать, кто из современных людей смог бы назвать себя победителем обстоятельств. Он не доверяет коллективу (и правильно делает). Он сомневается в человеческой природе вообще, и в этом, кажется, тоже прав. Складывается странное впечатление, что «отрицательный герой» - честный, умный, взрослый и проницательный человек, что он единственный из всех постиг суть вещей. Он видит все таким, какое оно есть, в то время как остальные, «положительные», заняты идиотскими щенячьими играми. Советские писатели хотели доказать, что их «отрицательный герой» не слишком силен и далеко не типичен, они наделяли его избыточной нервностью. Ему был присущ какой-то истерический цинизм. Под таким же знаком истерического цинизма прошли многие реальные общественные и культурные процессы в перестроечную и постперестроечную эпоху. Суммируя все, можно сделать вывод, что позднесоветский отрицательный герой нашел полное воплощение в человеке нашего времени со всеми его достоинствами и недостатками. Он – это мы. Так бывает всегда – в лице отрицательных персонажей писатели, не подозревая того, рисуют людей из близкого будущего. Потому как на самом-то деле писатели хотят быть такими, как их отрицательные персонажи. Хотят, но не могут. Потом смогут, поскольку наши желания имеют свойство воплощаться в жизнь.

Что же касается советского «коллективного отрицательного», всяких «империй зла», то здесь результат оказался еще более разительным…. Я очень люблю фильмы семидесятых про «их нравы», все эти прибалтийские боевики с указующим перстом ( жалко, что многие из них не показывают по телевидению). Никогда и нигде я не видел после этого такой насыщенности энергиями греха, такого влечения к тому, что как бы осуждается, такого возбуждения камеры от обыкновенной бутылки кока-колы. Неудивительно, что теперь наша первая реальность до ужаса напоминает ту вторую реальность. «Капитализм», в котором мы живем, не имеет никакого отношения ни к одной из стран мира, но он имеет самое прямое отношение к Мосфильму, Ленфильму и к Одесской киностудии. Это не капитализм как таковой, это – сладкие советские мечты о «капитализме». Мы обитаем в воплотившемся сознании среднесоветского гражданина, блаженно грезящего о стриптизе, боулинге, чистогане, желтой прессе и коррупции.

Что же сулит нам гадание по нынешним негодяям ? Ответить на этот вопрос трудно, ибо литература ныне разделилась на «демократическую» и «патриотическую», для получения стереоскопического изображения современного негодяя надо совместить представления о негодяйстве в одной литературе и в другой литературе, взаимно погасив при этом противоположные идеологические импульсы. В остатке явственно обнаруживаются два качества: во-первых, даже не жестокость, а какое-то элегическое бесчувствие (человек человеку компьютерный символ); во-вторых, полная бессодержательность, пустотелая симулятивность идеологических знаков, которыми герой оперирует - в сочетании с впечатляющими эффектами на внешнем уровне. Получается что-то вроде торжествующего профессора Мориарти, который для вящего понта по четвергам переодевается в Шерлока Холмса и занимает дом на Бейкер-стрит, а по воскресеньям воображает себя Конан-Дойлем и описывает собственную деятельность в двух ипостасях. Советский негодяй был довольно-таки загнанным существом, этот сам загонит кого угодно, причем без всяких поводов и идеологических оправданий. Того негодяя могло урезонить гневное слово товарищей, этого успокоит разве что осиновый кол. Одним словом, нынешний негодяй куда сильней и опасней прежнего, что не предвещает ничего хорошего.

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 4 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Комментарии

Кирилл Анкудинов. Гадание по негодяям

Интересное гадание...есть над чем подумать.

Rusich

Кирилл Анкудинов. Гадание по негодяям

Это не моё,Вот М.Веллер понятен!

Владимир

Кирилл Анкудинов. Гадание по негодяям

По-моему. очень хорошо, и замечательно Другие(извините, не знаю. где кавычки, я совсем новичок) в журнале Октябрь за 2002 год 11 номер. Прочитайте, надеюсь,вам тоже понравится. . всем спасибо

любовь

Кирилл Анкудинов. Гадание по негодяям

Товарищ, Вы нас пугаете! :-)))

Ольга Вербовая

Кирилл Анкудинов. Гадание по негодяям

Идея интересная, но нет конкретных ссылок как на ДО- так и на ПОСТ- перестроечную литературу. Кстати, поскольку наших диссидентов по-видимому заменил ИНТЕРНЕТ - где и что прочитать про этих "инфернальных" негодяев? Еще момент - интерес к творчеству Достоевского неуклонно растет - судя по количеству переизданий - не находите ли Вы, что это дает некоторую надежду если не на духовное оздоровление, то хотя бы на осознание каждым точек отсчета "что такое хорошо и что такое плохо"?

РЛФ

Кирилл Анкудинов. Гадание по негодяям

Ну чтож Кирилл, воды конечно много,в вашей статейке, а еще больше пафосного гонора, из примеров только Шерлок Холмс(книжка для подростков) и главный негодяй Мориарти который по видимому запал вам в душу в детском возрасте. Не расстраивайтесь сходите к психоаналитику, а вот писать статейки подобного рода Я вам не советую, хотя это положительно сказывается на вашем ЭГО которое мечется между негодяем Мориарти и "великим" Шерлоком Холмсом. Не волнуйтесь добрые победят злых, и не надо гадать на негодяях "ибо не кто не может знать волю Господа"

Форс