Русский лубок

Галина Щедрина

Кто и почему назвал их «лубочными» - не известно. Может потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может потому, что продавали их в лубяных коробах офени-корабейники, или, если верить московскому преданию, то все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

Именно юмористические народные картинки, продаваемые на ярмарках еще в XVII веке вплоть до начала XX -го считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси, хотя отношение к ним было несерьезным, так как в высших слоях общества категорически отказывались признавать искусством то, что создавали простолюдины, самоучки, зачастую на серой бумаге, на радость крестьянскому народу. Разумеется, о бережном сохранении лубочных листов тогда мало кто заботился, ведь никому на тот момент в голову не приходило, что дошедшие до наших дней картинки станут истинным достоянием, настоящим шедевром русской народной живописи, в котором воплотились не только народный юмор и история древней Руси, но и природный талант русских художников, истоки живого карикатурного мастерства и красочной литературной иллюстративности.

Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клеше. Изначально картинки были черно-белыми и служили для украшения царских палат и боярских хоромов, но позднее их производство стало более массовым и уже цветным. Черно-белые оттиски раскрашивали заячьими лапками женщины под Москвой и Владимиром. Зачастую такие лубочные картинки походили на современную раскраску маленького ребенка, неумелую, торопливую, нелогичную по цвету. Однако среди них встречается очень много картинок, которые ученые считают особо ценными, рассуждая о прирожденном чувстве цвета художников, которое позволяло им создавать совершенно неожиданные, свежие сочетания, недопустимые при тщательной, детальной раскраске, и поэтому неповторимые.

Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость, юмор, а иногда и мастерски замаскированную жестокую политическую сатиру.

Со временем менялась и техника лубка. В 19 веке рисунок стали делать не на дереве, а на металле, что позволяло создавать мастерам более изящные работы. Изменилась и цветовая гамма лубков, став еще ярче и богаче, переходя зачастую в фантастическое, неожиданное буйство цвета. Долгое время лубочные картинки были духовной пищей простого трудового народа, источником знаний и новостей, так как газет было очень мало, а лубок был популярен, дешев и распространялся по всей стране, преодолевая немыслимые расстояния. К концу века лубочное творчество исчерпало себя – появились новые картинки, изготавливаемые на фабриках.

Русский лубок – это творения безымянных народных мастеров. Бурно развиваясь под клеймом бездарности и безвкусицы, отмеченным высокообразованной частью русского общества, сегодня он признан особой ценностью, является предметом собирательства и тщательного изучения многих ученых не только России, но и зарубежных стран, занимая достойное место на стенах музеев изобразительного искусства рядом с работами величайших мастеров прошлого.

 Немка едет на старике (XVIII в.)

Немка едет на старике (XVIII в.)

 Реестр о цветах и мушках  (XVIII в.)

Реестр о цветах и мушках (XVIII в.)

 Мыши кота погребают недруга своего провожают - сатира на

Мыши кота погребают недруга своего провожают - сатира на

 Кот казанский, ум астраханский  (XVIII в.)

Кот казанский, ум астраханский (XVIII в.)

 Ах матки мои вор пришел ко мне во двор (XVIII в.)

Ах матки мои вор пришел ко мне во двор (XVIII в.)

 Фарнос-красный нос (XVII в.)

Фарнос-красный нос (XVII в.)

 Богатырь Илья Муромец и Соловей Разбойник. Лубок. (XIX век)

Богатырь Илья Муромец и Соловей Разбойник. Лубок. (XIX век)

 

Галина Щедрина

www.art-dealer.narod.ru

Голосование

Понравилось?
Проголосовало: 3 чел.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Комментарии

Галина Щедрина. Русский лубок

Спасибо!Очень информативно,главное есть наглядные пособия.

Анна

Галина Щедрина. Русский лубок

так ведь лубок по своей сути та же манга (анимэ), только русская и может эволюционировать в том же направлении, т.е. через значение силуэта (как в иконописи, а через нее и палех), гротеска (работы кукриниксов,Шемякина), вниманию к глазам (Глазунов, Васильев), пафос (Маяковский, Маврина), чистый цвет (Билибин, Рерих), обилие фэнтези-сюжетов ("Велесова книга"), да и велесица-руница-глаголица, поморская вязь выглядят не хуже японской катаканы с хироганой, а ведь манга там достигает до трети всей печатной продукции, так есть у лубка будущее?

Павел из Саратова

Галина Щедрина. Русский лубок

Уважаемая Галина. Если можно, пришлите, пожалуйста, варианты русского лубка, желательно на тему пития с максимальным разрешением для оформления статьи по истории медоварения на Руси. Заранее благодарны, редакция. Подробнее с материалами журнала можно ознакомиться на www.drinktime.ru

Роман, директор журнала DrinkTIME

Галина Щедрина. Русский лубок

Прекрасная статья, великолепный журнал! Спасибо за Вашу работу.

Дарья